(Московской епархии), находится в пос. Нов. Быт Чеховского р-на Московской обл. Согласно записи в синодике 1602 г., Д. п. основана прп. Давидом Серпуховским, к-рый вместе с 2 старцами и 2 «простыма мужи» 31 мая 1515 г. поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского. Хатунская вол. и десятина являлась самой юж. частью Московского у. по р. Лопасне и располагалась между Серпуховским и Коломенским уездами; входила в состав Митрополичьей, затем - Патриаршей, с нач. XVIII в.- Синодальной области, со 2-й пол. XVIII в. относилась к Московской епархии.
Прп. Давид с учениками построили деревянные храм в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца, «и постави келий, и созва братию». По преданию, преподобный посадил первые деревья в липовой роще, находящейся за стеной пустыни, «был кормильцем-отцом всего окрестного населения» (Токмаков. С. 7). Дата кончины прп. Давида, приведенная в синодике, 19 сент. 1529 г., по мнению совр. исследователей, сомнительна (см.: Давид Серпуховской). Прп. Давид был погребен на территории Д. п., впосл. над его захоронением поставлена часовня, о к-рой сообщает опись обители XVII в.: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров сукно черное, среди крест серебреный» (Холмогоровы. Вып. 7. С. 140-141).
В 1619 г. Д. п. была разорена литовцами и черкасами гетмана П. Сагайдачного, в 20-х гг. XVII в. возобновлена, в 1657-1667 гг. приписана к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня муж. мон-рю, с 1712 г.- к Чудову мон-рю, с 28 апр. 1721 г.- к московскому во имя свт. Иоанна Златоуста муж. мон-рю, указом Синода от 13 янв. 1727 г. Д. п. стала самостоятельной, с 1764 г.- заштатной. В кон. XVIII в. в Д. п. находилось Хатунское духовное правление, присутствующими к-рого были строитель и 2 священника.
Прп. Давид ввел в обители общежительный устав, но в документах 1-й пол. XVII в. Д. п. названа «обитель-особняк». В XVIII в. Д. п. пришла в упадок, в 1792-1798 гг. митр. Московский Платон (Левшин) при помощи настоятеля Мефодиева Пешношского мон-ря иером. Макария (Брюшкова) ввел в мон-ре общежительный устав. В 1894 г. попечением архим. Валентина была открыта муж. 2-классная церковноприходская школа, в 1905 г.- смешанная одноклассная. Указом Синода от 10 июня 1915 г. в связи с празднованием 400-летия основания Д. п. была возведена в степень 2-классного мон-ря.
Д. п. управляли игумены, со 2-й пол. XVIII в.- строители. Ок. 1680-1685 гг. настоятелем Д. п. был буд. митр. Рязанский и Муромский Авраамий ( 27 февр. 1708). В 1657 г. в Д. п. проживали казначей, 2 иеромонаха, 5 рядовых старцев, 4 слуг, конюх, хлебник и белец - церковный дьячок, при игум. Филарете (1734-1739) - 2 иеромонаха, диакон, 3 послушника, при игум. Пахомии (сер. XVIII в.) - 11 чел. К 1764 г. в Д. п. числились игумен, 5 иеромонахов, иеродиакон, 2 монаха, псаломщик и еще 14 монастырских слуг, на монастырском пропитании проживали 2 капрала и 8 солдат. По штатам 1764 г. мон-рю полагалось 3 иеромонаха (или белых священника), диакон и 2 монаха или послушника. В 1771 г. в Д. п. числились строитель, иеромонах, клиросный монах, пономарь-монах, монах-подкеларщик, белец, в 1773 г.- иеромонах, 2 монаха, в 1812 г.- строитель-иеромонах, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха, 11 послушников, в 1901 г.- игумен, 33 монаха, 17 послушников, в 1915 г.- настоятель-архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов, ок. 50 послушников. Особым почитанием пользовались управлявший Д. п. в 1843-1854 гг. игум. Паисий (Соколов), стяжавший дар прозорливости мон. Алексий, келейник игум. Иоанникия (1816-1832) блж. Сергий.
Д. п. посещали и совершали богослужения Московские митрополиты: в 1804 г.- Платон (Левшин), в 1834, 1847 и 1857 гг.- свт. Филарет (Дроздов), в 1870 г.- свт. Иннокентий (Вениаминов), в 1899 г.- сщмч. Владимир (Богоявленский), в 1902 и 1913 гг.- свт. Макарий (Невский), Дмитровские епископы: в 1857 г.- Алексий (Ржаницын), неоднократно Леонид (Краснопевков), в 1886 и 1888 гг.- Мисаил (Крылов), в 1890 г.- Виссарион (Нечаев). В 90-х гг. XIX в. Д. п. регулярно посещал А. П. Чехов.
Известна недатированная тарханная грамота на «вотчину и на рыбные ловли и на всякие угодья», выданная Д. п. царем Иоанном IV Васильевичем (утрачена в 1619, возобновлена 1 апр. 1625 царем Михаилом Феодоровичем). Право суда над братией и монастырскими крестьянами возлагалось на игумена, а не на воевод «и всяких приказных людей» («опричь душегубства и разбоя и татьбы»). Боярам, воеводам, дьякам и «всяким приказным и ратным» в случае притеснения в чем-либо братии грозила царская опала (Вознесенская Давидова пуст. М., 1915. Прил. С. 89-92).
К 1578 г. Д. п. владела в Малинской вол. Коломенского у. деревнями Карповская и Куретникова на р. Городенке (в 1657 дер. Карповская была сельцом, в ней находился монастырский двор). Согласно книгам 1627-1628 гг. Московского у., в вотчину Д. п. входили с. Легчищево на р. Родинке с 8 деревнями по р. Лопасне, 11 пустошей с 55 крестьянскими дворами, к сер. XVII в.- 8 деревень и 10 пустошей с 62 дворами. С 1657 г. на р. Лопасне стояла монастырская мельница с двором. В 1646-1715 гг. упоминается двор «для осадного времени» в Серпухове (Симсон. С. 180; Холмогоровы. Вып. 9. С. 95-96). С 1664 г. Д. п. имела подворье при Георгиевской ц. в Москве, на ул. Ордынке, а также с 7 июля 1689 г.- часовню в Москве, у Арбатских ворот. К 1678 г. за Д. п. в Московском у. числилось 83 двора с 613 крестьянами, в 1700 г.- 95 дворов. К нач. XVIII в. вотчинные владения Д. п. находились в различных местах: в Серпухове, Малинской вол. Коломенского у., Хатунской и Замыцкой волостях Московского у.
В связи с секуляризационными реформами нач. XVIII в. все доходы от владений Д. п. стали поступать в Монастырский приказ, позднее - в Коллегию экономии. Часть этих доходов выплачивалась братии: при игум. Пахомии (1754-1760) игумену - 6 р., иеромонахам и иеродиаконам - по 3 р., монахам - по 2 р., псаломщику и пономарю - по 1 р. 8 к.; в 1764 г. игумену - 16 р., 5 иеромонахам - по 8 р., иеродиакону - 6 р., 2 монахам - по 3 р., псаломщику - 2 р. (в год).
В 1764 г. Д. п. была лишена деревень и пустошей и оставлена на своем содержании. Указом консистории от 17 марта 1765 г. к обители приписана часовня в Москве, у Москворецкого моста, где хранился древний почитаемый образ Всемилостивого Спаса. За молебны и от продажи свечей в часовне собиралось 127-130 р. в год. До 1891 г. Д. п. также была приписана часовня у Калужской заставы. В 1860 г. Д. п. была наделена 130 дес. леса близ совр. ст. Сходня. Капитал Д. п. в 1908-1911 гг. составлял 175 102 р. в 1915-1916 гг.- 227 424 р.
Первоначально все строения Д. п. были деревянными. В 1600 г. на келейные деньги игум. Леонида была построена деревянная Вознесенская ц. (впосл. перенесена в с. Легчищево). В 1619 г. Д. п. была разорена литовцами и черкасами гетмана Сагайдачного. По описи 1627-1628 гг., в Д. м. значится деревянная Вознесенская ц. с приделом свт. Николая Чудотворца с трапезной. К 1657 г. в Д. п. находились: обветшавший деревянный шатровый «о трех верхах» Вознесенский храм с приделами Успения и свт. Николая Чудотворца, недостроенный каменный Вознесенский храм, Знаменская часовня над гробом прп. Давида, деревянная колокольня с 5 колоколами, хозяйственные постройки, ограда (Холмогоровы. Вып. 7. С. 138-141). В 1732-1740 гг. над местом погребения прп. Давида, где стояла деревянная часовня, была сооружена каменная колокольня, под к-рой в 1740 г. на средства жены статского советника А. В. Бобрищевой-Пушкиной устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1762 г. на колокольне были установлены «часы боевые с перечасьем».
К нач. XX в. окончательно сложилась структура Д. п.: мон-рь занимал территорию в форме почти правильного прямоугольника со срезанным юго-зап. углом, был обнесен каменной оградой, по углам (кроме юго-вост.) к-рой было сооружено пять 3-этажных башен. В сев. ограду были встроены 2-этажный корпус, надвратная Успенская ц., Спасский собор, трапезная Всехсвятская ц. Симметрично этим постройкам в юж. части Д. п. располагались два 2-этажных здания. В зап. и вост. ограду были встроены небольшие одноэтажные постройки. Главный вход в мон-рь располагался в проездном ярусе колокольни, возведенной в середине зап. стены. В центре основного двора на одной линии с колокольней находились Вознесенский собор и Знаменская ц., севернее - Никольский храм. Нек-рые постройки пустыни возвели за ее стенами.
Строительство каменного собора в честь Вознесения Господня началось в XVI в., но тогда не было завершено. От XVI в. сохранился фундамент и стены четверика до уровня порталов 2-го яруса, а также портал и проем юж. фасада. Лишь в 1676-1682 гг. по указу патриарха Иоакима строительные работы были завершены. Здание Вознесенского собора представляет собой 2-ярусный четверик, увенчанный пятиглавием (барабан центральной главы - световой), с 3-частной апсидой на востоке. Первоначально с 3 сторон собор был окружен 2-ярусной галереей с 2 симметричными приделами на вост. торцах (сохр. юж., Успенский придел, юж. и частично зап. галереи).
Внутри своды церкви опираются на 2 внутренних столпа, к-рые поддерживают 4 подпружные арки, несущие центральную часть свода. Юж. и сев. нефы перекрыты лотковыми сводами. Предполагается, что эта своеобразная конструкция восходит к неосуществленному в XVI в. замыслу. Фасады собора прорезаны прямоугольными окнами (по 2 с каждой стороны, кроме вост.), украшенными наличниками в виде колонок, с килевидными завершениями. Углы четверика отмечены сдвоенными полуколонками; сверху стены завершены фризом из поливных изразцов, рядом килевидных кокошников. Изразцами украшен также фриз из ширинок, разделяющий ярусы галереи храма. Барабаны глав установлены на квадратные, украшенные кокошниками постаменты; центральная глава декорирована аркатурой.
К 1833 г. в соборе был поставлен новый 5-ярусный позолоченный иконостас с колоннами и фронтонами. В 1885 г. в интерьере собора появилась настенная живопись, в 1888 г. был сделан новый мозаичный пол и амвон.
Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (1740) построена над сев. воротами вместо обветшавшей к 1732 г. каменной Успенской. Храм принадлежит к типу восьмерик на четверике, к к-рому с востока примыкает граненая апсида, с запада - трапезная с воротами под ней. Восьмерик увенчан куполом с главкой над ним. Углы объемов храма отмечены пилястрами; полуциркульные окна четверика обведены прямоугольными наличниками с сандриками, окна восьмерика - наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. В XVIII в. в храме находился 3-ярусный, к нач. XX в.- 4-ярусный иконостас, украшенный колоннами. При архим. Иосифе (1865-1884) церковь была отштукатурена, украшена настенной живописью.
Церковь во имя свт. Николая Чудотворца (1804), расположенная к северу от Вознесенского собора, сооружена в традициях классицизма. Это прямоугольное в плане здание, увенчанное куполом на барабане с главкой над ним, к-рый маскирует сомкнутый свод в интерьере, архаичный для построек подобного типа. С востока примыкает полукруглая апсида, равная по высоте и ширине основному объему храма. С севера и юга храм имеет ризалиты, как и на зап. фасаде, декорированные пилястрами, лепными фризами с растительным орнаментом, гирляндами и масками. В 1853 г. между Вознесенским собором и Никольским храмом было встроено здание ризницы и б-ки. В 1891 г. церковь была расписана масляными красками, в 1913 г. сооружен новый 5-ярусный позолоченный иконостас.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1867-1870; освящена 17 сент. 1870 митр. Московским свт. Иннокентием (Вениаминовым)) построена перед Вознесенским собором и Никольской ц., на месте разобранной каменной колокольни со Знаменской ц. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с притвором. Фасады церкви украшены поясом декоративных кокошников, окна декорированы килевидными наличниками. В 1870 г. в храме был установлен резной 3-ярусный иконостас из ясеневого дерева с позолотой. В 1891 г. церковь была расписана.
Собор во имя Всемилостивого Спаса (освящен 7 окт. 1900 митр. Московским сщмч. Владимиром (Богоявленским)) является одной из архитектурных доминант Д. п. Это прямоугольное в плане здание, центральная часть к-рого увенчана массивным куполом на световом барабане. К подкупольному пространству, выделенному на юж. и сев. фасадах ризалитами, завершенными по углам декоративными главками, примыкают прямоугольная апсида и трапезная. Стены собора декорированы стилизованными элементами древнерус. зодчества (килевидные арки, кокошники, поребрик). В соборе находился 5-ярусный иконостас. Одноглавый храм во имя Всех святых (освящен 16 июня 1913 митр. Московским свт. Макарием (Невским)) находился в здании трапезной, примыкающей к сев.-вост. башне ограды. В храме был установлен 3-ярусный позолоченный иконостас.
Колокольня (1845) сооружена под влиянием русско-визант. стиля. На четверик с въездными воротами поставлен восьмерик, цилиндрический ярус звона и невысокий барабан с главой. Фасады колокольни украшены килевидными наличниками, нишками с филенками, пилястрами. 8-гранный ярус колокольни имитирует ярус звона древних колоколен, хотя оттуда никогда не звонили. Рядом с колокольней - сторожка, арка св. ворот, угловая башня. В 1848 г. построен 2-этажный братский корпус, возведена 3-этажная угловая башня. В 1889 г. сооружена гостиница, в 1890 г.- странноприимный дом. В 1891 г. с юго-запада монастыря появились ограда и флигель для престарелой и немощной братии. Ко 2-й пол. XIX в. относятся настоятельский корпус и надкладезная часовня.
В Знаменском храме под спудом почивали мощи прп. Давида, над местом его погребения, по описи 1745 г., находились иконы Вознесения Господня и прп. «Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» (Виноградов. С. 36), при этом неясно - Давида Серпуховского или тезоименитого ему святого прп. Давида Солунского. Над погребением прп. Давида стояла посеребренная металлическая рака, сооруженная в 1867-1870 гг. на средства купца Н. И. Котова. В Знаменской ц. находилась принесенная ок. 1788 г. из Киева гробница прп. Моисея Угрина, в к-рой почивали его мощи до переложения в новую раку, а также чтимые икона Божией Матери «Знамение», по преданию принадлежавшая прп. Давиду, и икона Всемилостивого Спаса. В ризнице хранился крест с мощами мн. святых, «древние» иконы, богослужебные сосуды XVII-XIX вв., облачения, пожертвованные в т. ч. кн. А. А. Суворовым-Рымникским. В б-ке, располагавшейся рядом с ризницей, хранились синодики 1651 и 1736 гг., неск. рукописных и ок. 2 тыс. печатных книг.
После закрытия Д. п. в XX в. мн. святыни были утрачены. К 2006 г. в мон-ре находятся рака с мощами прп. Давида, частица гвоздя от Распятия Господня, частица хитона Господня, частица ризы Пресв. Богородицы, ок. 150 частиц мощей святых, в т. ч. Вифлеемских младенцев, вмч. Евстафия Плакиды, свт. Николая Чудотворца, преподобных Давида Солунского, Никиты Столпника, Ферапонта Можайского, Германа Аляскинского и др. Особой известностью пользуется источник прп. Давида на подворье Д. п. у дер. Талеж Чеховского р-на.
После 1917 г. Д. п. была закрыта, в 30-х гг. рядом с монастырем основан пос. Нов. Быт, часовня в Москве снесена в 30-х гг. Нек-рые из насельников до сер. 30-х гг. проживали в зданиях мон-ря и его окрестностях, позднее практически все были репрессированы; престарелый архим. Валентин замучен до смерти. Были снесены главы Вознесенского собора, Никольской и Знаменской церквей, в зданиях Д. п. открыли клуб и сельскохозяйственный техникум. В 50-х гг. уничтожено монастырское кладбище, на к-ром был погребен герой войны 1812 г. ген. от инфантерии Д. С. Дохтуров, представители рода Оболенских. Постройки ветшали и разрушались.
В 1992 г. жители пос. Нов. Быт организовали православную общину, к-рой был передан собор Всемилостивого Спаса. 1 июня 1995 г. Д. п. была возобновлена, настоятелем назначен иером. (впосл. архим.) Герман (Хапугин; † 26 июля 2005), 6 окт. 2005 г.- архим. Роман (Гаврилов), 10 авг. 2006 г. хиротонисанный во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 6 окт. 2011 г. решением Свящ. Синода настоятелем был назначен иером. Сергий (Куксов). В сент. 2006 г. в Д. п. проживали архимандрит, игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха. 23 мая 1997 г. в Д. п. были обретены мощи прп. Давида, находящиеся ныне в Знаменском храме, слева от царских врат. Братия составила службу с акафистом прп. Давиду Серпуховскому. Благоустроено монастырское кладбище, в 2002 г. найдено и восстановлено захоронение ген. Дохтурова. Обитель имеет подворья при Преображенском храме в дер. Ст. Спас и при храме прп. Давида Серпуховского близ дер. Талеж.